ИХАБ ХАССАН. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

  1. См.: Ihab Hassan, ‘Beyond Postmodernism: Toward an Aesthetic of Trust’ in Beyond Postmodernism: Reassessments in Literature, Theory, and Culture, ed. Klaus Stierstorfer (Berlin and New York: Walter de Gruyter, 2003), pp. 199–212.
  2. См.: Ihab Hassan, ‘From Postmodernism to Postmodernity’, Philosophy and Literature 25, 1 (April 2001), pp. 1 13.
  3. Hans Bertens, The Idea of the Postmodern (London, New York: Routledge, 1995).
  4. [Прим. пер.] См. напр. сравнительную таблицу модернизма и постмодернизма самого Хассана в Ihab Hassan (1982) The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature, p. 269
  5. [Прим. пер.] «Что такое просвещение?» (нем.)
  6. [Прим. пер.] Способ построения сложного предложения. При паратаксисе отсутствуют формальные средства связи, позволяющие установить логическое соотношение простых предложений в составе сложного
  7. [Прим. пер.] Источник прецедентного права в исламе.
  8. [Прим. пер.] По книге Кровь и принадлежность: Путешествие в новый национализм М. Игнатьева в 1993 году на на BBC был показан одноименный сериал
  9. См.: Michael Ignatieff, Blood and Belonging: Journeys Into the New Nationalism (New York: Farrar, Straus & Giroux, 1993); Amin Maalouf, In the Name of Identity: Violence and the Need to Belong , tr. Barbara Bray (New York: Arcade Publishing, 2001)
  10. [Прим. пер.] «Deep down inside, we don’t seek the meaning of life, but the experience of being alive» (англ.) — отсылка к фразе, приписываемой Джозефу Кэмпбелу (букв.: «Глубоко внутри люди ищут не смысл жизни, но опыт проживания»)
  11. Maalouf, In the Name of Identity , 163.
  12. [Прим. пер.] Хасан использует данный неологизм для обозначения двух постмодернистских тенденций: неопределённости (индетерминированности) и имманентности, – чье взаимодействие предполагает акт полиалетики (от др.-греч. πολύς «многочисленный», противопоставляется диалектике (подробнее см. И. Хасан Постмодернистский поворот [URL: https://culturolog.ru/content/view/2765/])
  13. [Прим. пер.] В социобиологии Э. Уилсона – обусловленные отбором и передающиеся генетически в процессе приспособления к окружающей среде образцы поведения общественных существ; к примеру, направляемые врожденными эмоциональными реакциями альтруизм или аффилиация (см.: Уилсон Э. О природе человека / Пре. Т. О. Новиковой, М.: Кучково поле, 2015.)
  14. [Прим. пер.] У Каннети – память о доиндивидуальном существовании, «зверь в человеке», сопротивляющийся и противостоящий личным пристрастиям, честолюбию и т.п. (см.: Канетти Э. Ослепление: Роман / Пер. С. Апта, М.: Худож. лит., 1988, с. 439-440)
  15. [Прим. пер.] Т.н. классическая концепция истины – мысль или фрагмент знания, фактически соответствующий своему предмету или реальности; основная идея классической концепции нашла свое выражение еще в античности: «Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину; тот же, кто говорит о них иначе, — лжет» (Платон)
  16. Цит. по: Джемс У. Прагматизм / Пер. П. Юшкевича, СПб.: Шиповник, 1910. С.143.
  17. [Прим. пер.] фидуциарный (от лат. «fiducia» — «доверие») – понятие заимствованное из экономики, где применяется в отношении фиатных денег – знаков, не обеспеченных золотом и т.п., чья покупательская способность пропорциональна уровню доверия к государству; применительно к реализму – художественный метод ценностное эстетическое измерение которого основано на поддерживается его авторитете и вере в него
  18. Цит. по: Джеймс У. Воля к вере [и другие эссе] / Пер. С. И. Церетели, П. С. Юшкевича, Л. Е. Павловой, М. Гринвальд, М.: Республика, 1997, с. 14.
  19. См.: Джеймс У. Вселенная с плюралистической точки зрения / Пер. Б. Осипова и О. Румера М.: Космос, 1911
  20. Цит. по: Джеймс У. Воля к вере [и другие эссе] М.: Республика, 1997, с. 15.
  21. [Прим. пер.] Уилсон развивал идею трансмиссии культурных аспектов в соответствии с которой, сознание, в значительной степени направляет культурную эволюцию на основе базового набора эпигенетических правил – культургенов (например, табу на кровосмешение)
  22. [Прим. пер.] Ничья земля (лат.)
  23. Matt Ridley, The Genome Project (New York: HarperCollins, 1999); Steven Pinker, The Blank Slate (New York: Viking, 2002).
  24. [Прим. пер.] Дословно «nature» и «narture» — отсылка к дискуссии в биологии и социальных науках о влиянии на человека его генетической наследственности (природы) и условий окружающей среды его развития (воспитания); сюда же можно отнести спор о преформизме и эпигенезе (см. прим. выше).
  25. Цит по: Ницше Ф.-В. Полное собр соч.: Т. 1/2: Несвоевременные размышления: Из наследия 1872–1873 гг. М.: Культурная революция, 2005. С. 440.
  26. Цит по: Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Воля к власти: Сб. М.: АСТ, 2018. С. 522
  27. [Прим. пер.] Джеймс рассматривает Вселенную как форму связного плюралистического единства и отвергает идею всезнания; в соответствии с ноэтическим плюрализмом знание передается через сцепление от одного субъекта к другому и отлично от познания сплоченного, которым согласно идеализму располагает всезнающий абсолют (См.: Джеймс У. Введение в Философию. М.: Республика, 2000. С. 84-85).
  28. [Прим. пер.] Ке́нозис (от греч. опустошение) — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до добровольного принятия им крестных мук и смерти.
  29. [Прим. пер.] Примечательно, что в оригинальной лекции Солженицына цитируется пословица: «Одно слово правды весь мир перетянет» — в то время как в английском переводе, к которому и отсылает Хассан, «правда» транскрибирована как «truth», то есть истина.
  30. [Прим. пер.] Им. в виду эксперимент Аллана Сокала, в процессе которого физик сперва намеренно опубликовал в одном из ведущих культурологических журналов статью, за постмодернистской риторикой которой намеренно скрывалась полная бессодержательность, а позже выступил с демистификацией, поставив таким образом вопрос об интеллектуальной строгости культурологических исследований и о научной этике в целом.
  31. Susan Haack, Manifesto of a Passionate Moderate: Unfashionable Essays (Chicago: Chicago UP , 1998), p 5.
  32. Ihab Hassan, ‘Realism, Truth, Trust: Refl ections of Mind in the World’ in id., Symbolism and Third Text (forthcoming).
  33. E.H. Gombrich, Art and Illusion: A Study in the Psychology of Pictorial Representation (Princeton, NJ : Princeton UP , 1972), p. 395.
  34. Цит. по Аэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской цивилизации (пер. Ал. Михайлов) М.: Прогресс, 1976, с. 542-543.
  35. [Прим. пер.] Характерной чертой творчества Маркеса, как и других, преимущественно латино-американских, представителей магического реализма, является смешение фантастических мифо-магических недокументальных элементов и исторически конкретных деталей в изображении реальности.
  36. Цит. по: Кеттл А. Введение в историю английского романа / Пер. Н. Дьякова, М.: Прогресс, 1966. [URL]
  37. Цит. по: Вулф В. Современная художественная проза // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. / Пер. Н. Соловьева, М: Прогресс, 1986. [URL]
  38. [Прим. пер.] Так же «пребывание в неопределенности» – концепция Китса в отношении способности человека, не придерживаясь фактов и логической определенности, стремиться к красоте через сомнения, неуверенность и интуицию.
  39. Цит. по: Дикинсон Э. «Через скромный дар…» // А. Л. Величанский, Охота на эхо: Антология / Пер. А. Л. Величанского, М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 109
  40. Ihab Hassan, ‘The Expense of Spirit in Postmodern Times: Between Nihilism and Belief’, Georgia Review 51, p. 1 (Spring 1997).
  41. PMLA 117, p. 2 (March 2002).
  42. См.: Saul Bellow, It All Adds Up: From the Dim Past to the Uncertain Future (New York: Viking Penguin, 1994).
  43. Seamus Heaney, Th e Redress of Poetry (New York: Farrar, Strauss, and Giroux, 1995), 192–93.
  44. [Прим. пер.] Два сочинения средневековых мистиков (соотв. Иона Креста и неизвестного автора), повествующие о движении души к единению с Богом.
  45. [Прим. пер.] Путь отрицания (лат.) – один из четырех способов познания Бога, то же, что и апофатический метод.
  46. [Прим. пер.] Состояние, которое Ф. Ницше в Генеалогии морали связывает с атеизмом, отказом от осуждения и принятием себя.
  47. Цит. по: Цунэтомо Кодекс Бусидо: Хагакурэ: Сокрытое в листве / Пер. А. Бонечкова, В. Горбатько, М.: Эксмо, 2004. с. 36
  48. Цит. по: Уайт П. Фосс / Пер. Д. Целовальниковой, М.: АСТ, 2019 [URL]
  49. Цит. по: Эстетика американского романтизма / Пер. А. М. Зверевой, М., «Искусство», 1977, с. 182.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *