АЛИСА ФЕДОСЕЕВА. ГЛАЗАСТАЯ ПОЭЗИЯ

Для меня признак хорошего стихотворения — трансгрессия, к которой оно приводит. Понятно, что не каждое произведение неминуемо должно вызывать катарсис или коренной сдвиг в мировосприятии, поэтому под “трансгрессией” я скорее имею в виду ощущение некоторого “преодоления” мгновения, когда ты оказываешься в большей степени близок/близка к самому/самой себе, ощущаешь особые душевные подвижки. То есть, я вижу стихотворение в той же мере духовным, сколько и интеллектуальным опытом. Потому я стараюсь писать, исходя из желания трансформировать привычную оптику восприятия вещей. Я не могу не писать, мне нужна постоянная обработка и переработка реальности.

В случае этого цикла мне показалось важным задействовать бóльшее количество инструментов для работы с текстом, чтобы он мог воздействовать на разных уровнях. Я попыталась сделать так, чтобы визуальное добавляло дополнительный контекст стихотворению, придавало ему особую интонацию.

Важно также то, что я позиционирую этот цикл как серию посвящений близким людям, на меня повлиявшим. Человеческая связь – неизбежное столкновение лицом к лицу, обращение взглядов. Точно так же как и стихотворение во многом – взгляд, обращенный куда-то или на кого-то. Я живу и пишу исключительно любовью и из ее позиции, поэтому мои стихи не могут существовать без читателя, в вакууме; я всегда обращаюсь к кому-то (даже если это я сама – потому что поэтическое “я” неизбежно отклеивается от “я” реального), любовь из меня выходит огромным потоком, который я пытаюсь направить в текст. В этом плане мне очень нравится фраза Пауля Целана: “Я не вижу принципиальной разницы между стихотворением и рукопожатием”.

Я стараюсь смотреть на мир через поэтическую линзу: нахожу поэзию в разных надписях на улице, в обыденной речи, в случайных вещах, на которые натыкаюсь. Так, например, 2 из 4 стихотворений цикла были написаны под влиянием статей в журнале “Нож” (“Что я знаю о слонах” и “для лучшей подруги”). В каком-то смысле подобные практики выводят тебя из автоматизма восприятия, в чем и является, на мой взгляд, одна из глубинных задач искусства в целом.

Я наблюдаю за тем, как с визуальным работают мои коллеги и коллежанки, и часто ощущаю, как интеллектуальное и экспериментальное заслоняет собой живое, то бишь аффект и эмоциональный посыл, который для меня, например, очень важен. Так называемая “темная”, “герметичная” поэзия очень часто оказывается недоступна, как минимум из-за предельной субъективности образов, которые требуют дополнительных комментариев, из-за чего оказывается труднее очароваться стихотворением. Я, в свою очередь, стараюсь через субъективное отразить универсальное. Притом для меня крайне важна искренность и честность в моих стихах, оттого мне очень близок комментарий Нико Железниковой к своей подборке: “мои стихи полностью автобиографичны. я никогда ничего не придумываю — кроме, пожалуй, того, что придумываю себе о жизни”.

Я хочу, чтобы поэзия существовала во взаимодействии – синтезе, диалоге, многоголосии и многозначности. Поэтому хочу посвятить весь цикл моим любимым друзьям-бобрам – Лене, Белле, Артему, Жене и Андрею. Потому что рядом с ними я лучше всего понимаю, почему делаю то, что делаю.

Алиса Федосеева

 
ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ПОДРУГИ

 

На обложке: «Blue splash» by Don Harder
Лицензия: CC BY-NC 2.0 DEED

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *