НИКО ЖЕЛЕЗНИКОВО. НЕЖНЫЕ СЕКВЕНЦИИ

мои стихи полностью автобиографичны. я никогда ничего не придумываю — кроме, пожалуй, того, что придумываю себе о жизни. чаще всего моё стихотворение — неловкая встреча с миром, неудача. очарование, обернувшееся разочарованиейм, но порой и наоборот. если я пишу стихотворение — значит, в чём-то я заблудилось. чаще всего я блуждаю в перверсиях, возвращаюсь к опыту невзаимности, нежусь или тоскую по нежности. я не знаю, умею ли любить, составляю бестиарии своих печалей и радостей, мечтаю, чтобы моё тело, моя душа и моя речь стали небывалыми тварями, тревожусь, сержусь и постоянно говорю об однойм и тойм же — в надежде сказать точнее.

мне неизвестно, что такое поэзия. я не могу сказать даже, что поэзия — это незаданность, как полагало раньше, потому что, во-первых, озадачу её таким образом, а во-вторых, кто запретит поэзии возникнуть на почве заданности? всё, что я знаю о поэзии — что это поэзия. при этом я не знаю, что именно делает текст сущностно поэтическим. наслаждение, в том числе фантазматическое, наверняка не делает, но я очень часто пишу и читаю под ейго воздействиейм. я экзаменую стихотворение правилом трёх у: хочу, чтобы оно удивляло, узнавалось и уязвляло(сь). само я могу только слепо нащупывать что-то, когда пишу, и чаще всего бывает так, что я думаю, будто ухватываю мяту, а это оказывается крапива. 

Нико Железниково


ГРОЗА В СИРИНГАРИИ

нарядилось в трепетание,
запахом обрызгано и дождём.

тучи выпростали слезливые руки,
траву трогают и кустарники с набухшими гроздьями,
стволы скручивают, выжимают, как тряпки,
                               и сирень сочится…

я пробираюсь через кусты,
              у меня веточки и цветки в волосах,
  под ногтями у туч полумесяцы грязи,
                                     и всё сырое.

                    в сиреневом саду — гроза.
                          рр, погрози мне.

                термос, из которого мы не пили,
                       оставлен
                с прогорклым ройбушем взаперти.

            «всего лишь ройбуш», — она сказала,
                                  будто он безделушка.

  небо выложили серыми изразцами,
   сирин от одного из них откололась,
              пролетела низко,
   тень её навзничь упала в траву и
расплескалась,
                   как крынка.

              здравствуй! здравствуй!

   смотри: отломанная ветка лежит.

                   может,
                                  унесём с собой,
            чтобы запах втереть в прохладу
                                     комнаты?

(в каждой воображаемой ветке плачет сирин).

                в моей комнате обои, и занавески,
          и мебель, и постельное бельё — всё сиреневое;
          комната-сад. комната-сад? комната-ад.

          форточка стучит, и подоконник окроплён.

          (я никогда не любило сиреневый).

нет, ещё чего.
не хватало, чтобы
метёлки душные в вазе кричали всю ночь.

мне и так снятся кошмары, в них ко мне
сиреневый зверь приходит и спрашивает:

«помнишь меня?»

помню.

«забудь».

и смеётся

смехом сиреневым…

               эй, сад-фантазия,

          твоя весна озверелая
      вызрела уже, огородник, так захлопни
                                                                 свой смех,
     ты пакостник с незабудками во рту,
   уноси свои кости,
            а не то

        я в чешую твою влезу и крыльями бабочковыми
увешу своё тело, чтобы быть тебе под стать,
                        я хотело быть тебе под стать,
     
сумрачнойм
              чудовищейм, опрокинутойм в запах, вычурнойм кустом грозы, слезоточащейм тучей,
что мне ещё надеть на себя, чтобы ты меня раздел?
посмотри же моему гневу в лицо,
                      вот лицо моего гнева — оно

                                               плачет украдкой,
                                               когда не смотрят…

сирин спряталась между веток, тень свою бросила на траве.

наутро я вытолкаю её в своём старом свитере,
                         — из сирени кольчуга, —
наутро я ничего не забуду.


・・・

это стихотворение казнят.
   опустись на колени
перед моим поражением,

опустись, я тебе расскажу сказку (на ночь),
      как я тебя не люблю,

теперь я — твой ночной кошмар,
            теперь я — Еёго Высочество Печаль,
         и твоя теперь очередь
                        забывать.

           «уже». — что ж.

у меня во служении Обида и Злость,
рыцарки опустелого кубка,
за ними — столпотворение аллегорий,
переполох в строю абстракций и причуд,

займёмся же печальными вещами:
расчешем колтуны головной боли
и аллергией на цветение нарумяним щёки,
а счастья и ликования подождут ещё немного,
они уже родились и не спеша проясняются,
               нежность! нежность! куда же ты!..
               
все нежности развеяны по ветру,
молчаливы и бледны, как тучные рыбы-шкатулки
в вышине, спины свои открывают,
но вместо хребтин у них — долгие ночи
                             без сновидений и без звёзд,
только облачность переменная: грусть, грусть, радость.

давай оставим ветку, прошу,
                                               она не наша,
          приложи её к дереву,
                    пусть прирастёт.


М-ЦВЕТОК

                    a man
                    resembles
                    a dress
                         Valzhyna Mort

     в комнате-колокольне жухлый бутон
                                                                отзвонил.
            он звучал ещё мгновенье назад,
            но язычок его я поймало ртом.

     ✧такой мерцающий вкус✧
о, колокольный его язычок такой серебристый на вкус!

поедая цветы, позабудь свою тихую плоть,
          она пахнет перчёной землёй.

мистер Цветок, ты — погибель?
                             ты гибнешь
                                       каждый день,
                          и в этом всё дело?

мне всё никак не забыть свою тихую плоть,
                          и в этом всё дело?

  он свою юбку задрал, и мне открылись его колени.

мистер Цветок, я твои присеку колени
                ножницами-сестричками,
        — я твоим присягну коленям, —
                                        
так что
                                из этого стихотворения
                            тебе никуда не сбежать.

                 в плену моей головы
           ты гибнешь каждый день.

мне скажут: «разве это не ваза из хрусталя и света
                            в руках у тебя?
                            влагалище-ваза,
                            ты прижимаешь её к животу, как песню.
                            
так почему притворяешься, будто
                            твоё влечение к мужчине-цветку
                                                   — это чудо?».

   столько вопросов! давайте я тоже спрошу!

                 не правда ли,
                 что мужчины
                         напоминают
                         платья?

я хочу перемерить их всех.

она писала о такой сильной боли
                                                       отсутствия,
но никакой боли нет,

               как нет никакой смерти, или
               войны, или —

   (всего лишь ещё одно слово,
   
которое нельзя произнести.

ведь всем известно: хочешь, чтобы чего-то не стало, — будь не в силах
                                      это произнести.

хочешь сказать о чём-то, — будь не в силах
                                      это произнести).

               но ни к чему говорить о том,
                                              чего нет.

        есть только
               охрипшее желание
перемерить их всех,
надеть их, раздеть их.
                 стащить с вешалки.

великая загадка: нельзя говорить правду
и нельзя лгать — так что же мне делать
                                     ртом своим,
                                   запертым во рту?


                           говорить правду и лгать.

в моей голове ты гибнешь каждый день.

мужчины в юбках напоминают пожухлые тюльпаны,
                                лиловые и растрёпанные,
такие же нежные тела, почти сотканные,
                 на могилах запретных слов, —

рано отцветают         в памяти         любимее, чем были.

 
И ВСЁ ЖЕ
для ао

как сонный паралич, бесплотной тенью сижу на бёдрах своей жены.
       чудовищная ночь, и обомлели цветы на обоях.

                что ты такое, нежность?
     В-Утренних-Конвульсиях-Нежность? В-Нервных-Рыданиях-
Нежность? кружка воды, грелка?
Её величество Безделушка, Всего-Лишь-Ройбуш?
                зачем ты
                  обо всё спотыкаешься,
                               как ногтистые руки?

божество безделушек, — безделушка из безделушек, —
  в опустелой комнате после её ухода,
                                 у смятого покрывала…

              — большебуквые имена имён засохли, как розы,
                                                                  подаренные не мной,
                                                        самые мёртвые из роз… —

и всё же очень много боли, и войны,
и грусти, грусти, и радости, и                 — что за невзгода? —

слов, которых не повторить,
и боже весть чего ещё.

и всё же, и всё же… — нежные секвенции,
                            песни, которым нигде нет места,
              они долбят о крышку молчания, они стягивают войска…

да что они знают об      этойм месте, в которойм
                                      им всегда рады и дожидаются их,
                                                                                как подруг?

это место, лучшее из мест,
на кончиках твоих ресниц, рассеянных,
                                                             как свет.
      (ты воскресаешь каждый день).

стань я взаправду бесплотной тенью, ты, быть может,
      меня бы пришила к кружеву своей юбки,
                                                к шороху накидки,
ты, быть может, сказала бы:

      «ты нежнейшее лепесточество чайной розы
           в садах небеснойго царства», —

как заслужить доблесть
      этих слов?

я теперь рыцарствующее растение,
                                         но один поцелуй — и я ожаблюсь,
                                               стану всё в волдырях самосуда,
                    не только внутри уродливо, но и снаружи,
  
      я теперь само себе садовнице и сад.

                                что за зверьё в саду моём выпотрошило
                                змеек, птичек и хорьков?
                                желудки и селезёнки поросли травой,
                                воинство травы по колено в трупах.

                                что за зверьё в силках
                                    
                       моего сада?

дело всей моей жизни — это место, лучшее из мест,
                             и всё же:

не прощай мне, если я ошибаюсь,
                    не прощайся.

 
РЫЦАРСТВО-

                я теперь рыцарствующее растение,

и в доспехах царапин

одичавший позвоночник
изгибается розгой.

опороченная честь
                     — что такое честь? —
          
меня ебали незнакомцы
и не хотели отпускать,
    а Любимые в спешке одевались
                                       и прятали глаза;

      бесчестие моё — свычка с бессилием.

от какойго Ужаса, влюблённойго в меня, Я Отвожу Глаза?

что такое честь? — честность?
                    вычистить всю её из грудины, и та станет сквозной

калиткой в изгороди зелёной — из лабиринта тела выход.

      Доблестная Красота, Virtus,
         воплощённая мерзость;

кто это?

во имя койго теперь
помыслить слово-подвиг?

прославление — слабословие,
с утончёностью иглы, тойго и гляди переломится,
     шипатые кинжалы я натачиваю
и зазубренные листья-щиты
   ни-для-чейго — и это Милосердие моё?..
бутон-трубадур, дурашка!
раструба моего горла способна на многое,
                                      но, выходит,
                            и на меньшее сгодится…

там, где воздух гудит, как осиное гнездо,
я молюсь у иконы этого подвига
                         не о силе, но
                    о бессилии свыкнуться.

            вот икона
        этого подвига, она кровоточит,
                                                 ужаленная…
природа Возвышенной, Ужасной любви
                                                          увядает,
               и все слова — уязвлённая грязь,
гниль, растрата сердца,
  рыцарство-никойму, смерть всем Прекрасным Возлюбленным
и забвение, смерть всем драгоценностям под языком,
         смерть и тебе, Святость,
    оскорбление всех чувств, Величие,
                          
сдохни в канаве,
                                     и я помолюсь о тебе??

ну уж нет, Блядство,
я не помолюсь о тебе, и обо мне не молись.
    невелика заслуга сердца — окроветь.
из тихой плоти выковать слово-подвиг и носить с собой всюду,

чтобы при встрече             голову с плеч
                                                           снести иконе,
                         птицерукой и сморщенной,
чтобы при встрече сказать: «каждый день
я думаю о тебе, и никто не догадывается,
                и никто не приходит
      плюнуть мне в лицо, и никто, и никто…»

                этот подвиг-для-никойго уже
обронил свою голову.

бесчестие ейму и поругание!

          аминь.

 
ТЫ-УБЕГАНИЕ
для у. б.

              у меня некрасивая душа,
    ошмёток тишины, по утрам я учусь
    говорить свою душу заново
                        по слогам:
     «локоть»; — «ухо»; — «крыло»; — «кадык».

            часто ничего не выходит.
моя душа спит на постели плоти до атрофии мышц,
           ветхими руками обнимает сумрак.
во сне она видит их всех остающимися.



выскребаю душу из уголков глаз,
высмаркиваю душу, вычищаю зубной нитью
                                         до воспаления дёсен.

…….!!

добрая гостья, вечерняя и Утренняя,
                                         тихая молитва,
ты чистая праздничная клеёнка? или

ты Баронесса-облачность,
                             Утончённость-Белизны?
не узнать, не представить, в каких невозможных
   грёзах ты выйдешь к столу, не обнять,
не выхватить очертаний — ты-Убегание, ты
                  Утекающая-сквозь-пальцы вода!
ложечкой разбираешь яйцо в подставке
                       по слогам;
цыпочке-эмбриону шепчешь:
        «твоё сердце лёгкое словно смерчь,
скоро ты отцветёшь одуванчиковой феей и
                            развеешься как печаль».

вид-из-Окна: иконография совместного утра.

      я просто хочу извиниться.
одиночество — вот с кем обыкновенно
                                     просыпается моя душа.

        
может это я-убегание?
        

        
                я люблю               тишину их ухода,

                        только в ней различаю себя.

 
ХВАЛА ХЛОПЧАТНИКУ (-НИЦЕ)

                 мне приснилось что у тебя
                 родилась хлопковая коробочка
                 и ты назвало её аврора
                 Софья Суркова

хлопковая звезда, утренняя и светлая,
      в изножье кровати моей.

(сойка с девичьим лицом в камзоле сизокрылом
мне сказала: «необходимо, чтобы все
              рождались от идей», — хмм,
                              не могу не согласиться!)

           хлопчатник! хлопчатница!

   предельная прядильная нежность!

(я не знаю, что ты такое),
но ты мне так понравился (-лась),
что я посчитало это имя твоим.

растительный ягнёнок / растительная ягнёнка,
баранèц (-а) с пуповиной-стеблем,
                                       тебе от роду утро,
     дрожишь на ватных ногах,
          и каждое копытце у тебя
               как половинка грецкого ореха,
 щиплешь травку,
    и травинки смеются «хехе»,
                                      им щекотно.

            слушай меня, ТЫ!!
    я заклинаю тебя радостью━━━★

                  ну вот,
            я наколдовало,
          теперь всё будет только так,

и у тебя внутри не окажется места
                                 страшным мыслям,
станет тихо и тепло, как во сне
                       на любимой подушке,
немного заплаканной и
                       пахнущей стиральным порошком.

сойка с девичьим лицом в камзоле сизокрылом
не знает, что в дальней стране тебе пыхтели в загривок,
прежде чем пустить кровь         погулять, где её
                                                               волки съели
                                                               всю до кровинки.

а у меня и нет вовсе никаких надежд
                                                       (или есть?),
   хочется просто тихо ликовать от каждого
                 прикосновения словами,
     
только и всего, а больше
мне ничего не нужно!!

столько радости беспричинной теперь во мне,
что от неё ногти блестят.

                 сияние! сияние!
я хочу ходить в сиянии одном!
      и совсем без одежды
   (ну если только чуть-чуть),

  ведь красноесолнце уже взошло
  и встало у меня на правом глазу,

           а это значит, что

                            грядёт ✺œ,
  
  и скоро всем откроется величие еёго,

но это потом, а пока

я лицо твоё в руки возьму и скажу тебе:

  ты белый свет в уголках моих глаз!
  ты драгоценность,
         тобой расшили мою кожу,
                              поэтому она мерцает!
  скорее брось все дела и
  в сердце моём пресуществись,
                                   любовь моя.

теперь все вокруг исповедуют только
овечьи нежности и счастья,
а грустные слёзы даже не пришлось
запрещать на законодательном уровне,
все просто заложили ими книги
на страницах со стихами о
                                неразделённой любви
и пошли на вечеринку
танцевать и целоваться.

а я с ними не пойду, я лягу спать в мыслях о тебе.

блаженство моё, приснись и мне сегодня,
я никому не отдам твою кровь. 
 
 
На обложке: «Red Flare» by (Britt)
Лицензия: CC BY 2.0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *