Внезапно начинает звучать струна. Струна прячется в обыденной фразе или затасканной метафоре. Нужно попросту извлечь ее оттуда, освободив из хрипотцы и грязнотцы языка, в котором кроме императивов и насилия не осталось ничего, и слушать, слушать… Иногда и записывать не получается то, что услышишь – так чисто и быстро звучит струна, а слова состоят из достаточно грубой субстанции – и как правило трудно отзывчивы к тому, что от них в данном случае хочется получить. Очень часто струна, сыграв чисто и тонко, замолкает, так и не перевоплотившись в слова. Иногда получается что-то написать вдогонку – так происходит стихотворение.
Я почти не вижу фиксированного места для поэзии в мире людей. Белковая жизнь – беспощадная и циничная форма существования. Человек – общественное животное – это точно сказано. Для абсолютной точности нужно прибавить «хищное общественное животное».
То есть поэзия есть потому что ее не может быть, поэзия сочится из небытия как надежда. Поэзия – тончайшая субстанция, обреченная в лучшем случае на рассеивание, в худшем – на растаптывание. То есть — поэзия проявляется, чтобы рассеяться и дать миру надежду. Именно поэтому поэзия – абсолютно чиста и прозрачна. Она чужда назиданиям, декларативности, любым разборкам между словами и терминами. Даже тропы чаще всего опасны, особенно сравнения и любая «плоскостная образность» (термин А.Ф. Лосева). Единственная территория языка, которая интересует современную поэзию как более или менее постоянное место обитания – это метафора в интерпретации метареалистов — как встреча равноправных миров, познающих друг друга путем соприкосновения, и вся скорость (суть) метафоры — в этом сближении.
Павел Кричевский
***
взгляды перестали нам подчиняться
впиваются друг в друга
движения увяли
свет в панике тает
невесть откуда взявшиеся тени
взвешивают время
***
бескостная плоть ночной грозы
небо ростом с дождь
сеет каплепад
пытается заглянуть за шум
подглядывает как растет череп грома
шарахается
падает слива(ясь) с землей
ночь
небытие дотягивается до жизни
гибкость не спасает случайные звуки
…вдруг писк новорожденных котят
отдергиваются щупальца
голос
распавшийся на бездомные ноты
слышит мелодию
до слов
* * *
жизнь-остров доверчиво будит нас
на телах слов
укутывает тишиной
в снах о материке
***
архипелаг дыхания
сухая поверхность прикосновений
росинки дрожи
гасят
медленный огонь
отчужденности
***
слушаю молчания
жизней растущих рядом спешащих мимо
молчания-молнии ослепляют несказанное
в молчаниях-скольжениях распускаются бутоны догадок
молчания-швы сшивают надежды и страхи
полоски выдохов еще отсвечивают словами
в маленьких оконцах памяти растут молчания-отражения
как в зеркале вещи проявляются из слепоты
нотами-родниками поит мир
silentia sacra музыка-тишина
***
лес дышит нами
травинки-вдохи растворяют звуки
кроны-выдохи прячут слова
ветер
фантомная боль
несказанного
***
такое легкое (для смерти) сердце
Геннадий Айги
когда уходишь в вечер по полю улицы или площади
вдруг остановишься
становится слышно как звенят тонкие кости света
значит еще одна жизнь дождалась очереди
родиться
значит еще одна жизнь впитала достаточно темноты
чтобы стать видимой
всюду среди плоского сухостоя памятников зданий и слов
растут живые пространства тишины
занесенные оттуда
играют тенями
бережно передвигают шаги
приглядываются ко времени
время — мера отступления
выплескивает по капле темноту
копит пустоту
для следующего ожидания
***
We hear these rumors of the planet’s end
none of us will be around to watch.
Peter Cooley
дрожь памяти
зовет рассвет
никогда не густеет в слово
цвета потекут из прозрачной росы
некое я
обронило имя в сейчас
воздух
цельная темнота вложенная в сухую неровность зрения
столько жизни надышал
хватило бы на одну отдельно взятую обреченность
остаться посмотреть на конец света
***
возраст
учит видеть слепленное из голосов
смысл-температуру
вначале еще зрение
днями гасит огни снов
(тлеющие угольки пространства
наполняют явь осколками слепоты)
видит ночи
зимние — медленные моргания света
летние — глаза лишенные век
наблюдает взгляды — дает им шанс распасться
на бесконечное множество лучей льющих видимость в мир
но уже выбирает свечение
от пылающих криков до раскаленных шепотов
постепенно остывая до движения губ
ветра
На обложке: «Light rays #3» by Chris Cardinal
Лицензия: CC BY-NC 2.0 DEED
Добавить комментарий