Подборка была написана из тоски по форме. Меня часто привлекают тексты с пустым пространством. И я постоянно спрашиваю себя, как объяснить дистанции между кусками стихов. Почти всегда получается, что пустота наделяется неопределёнными значениями, обусловлена ритмикой и дыханием. В таких случаях мне хочется её заполнить, т.е. семантизировать. В итоге, я решил взять форму списков и, опираясь на неё, конструировать тексты.
Это не было изначально сформулированной программой или принципом. Тексты просто писались, но сейчас, пересматривая их, я попытался выделить основные схемы, которые дали бы представление о моём взгляде/моей оптике. Здесь скобки обозначают присутствие главного члена в пустом пространстве, семантизируемом через отпечаток главного слова в виде точного слепка:
A –> B
(A) –>C
(A) –>D
etc.
Основные признаки структуры:
+синтаксическая связь с А
+семантизация пустоты (А)
-синтаксическая связь между B и C, C и D
A –> B
|
(A) C
|
(A) D
etc.
Основные признаки структуры:
-синтаксическая связь с А
+семантизация пустоты (А)
+синтаксическая связь между B и C, C и D
Почти все тексты написаны таким образом. Но форма списков, отсутствуя по сути, прячась за пустоту, подстрекает проявиться другие способы сосуществования стихов. В отдельных случаях я организовывал стихотворения в соответствии с принципом оркестровой поэзии в варианте Ильязда, т.е. с помощью «аркестрама». Изначально понятие относилось к двухэтажной строке, позволявшей читать два текста одновременно. В подборке оно переносится на пункты и подпункты списков. Одновременно их очевидных маркеров там нет (только многозначное двоеточие со строгим графическим параллелизмом уровней-строк). Получается, стихи можно воспринимать как части разветвляющихся списков, удерживая в голове множащиеся варианты, так и написанную по прямой линии слева направо структуру, так и симультанные острова.
Если держать в голове все способы, становится жутковато. Придётся воображать фантомных актантов, настойчиво повторяющихся. От этого стихотворение может походить на рабочий стол с бесчисленными накладывающимися друг на друга окошками, в которых невозможно разобраться. Подборка – отчасти такой стол, только прибранный.
Основная тема – память и стирание. Меня главным образом волновали телесные привычки, физическое повторение прошлого опыта. В текстах я пытался от этого уйти, воображая иные формы родства, прибегая к тавтологии, нагромождая странные определения и т.д. Было важным проговорить травму и написать структуру, где бы воспоминания удерживались и/или как-то рассекались.
Кирилл Шубин
На обложке: «Tree Abstracts» by Tim Haynes
Лицензия: CC BY-NC-ND 2.0 DEED
Добавить комментарий