ФАРИД ГУСЕЙН. САМАРКАНДСКИЙ «ДИВАН»

  1. В Восточной литературе этот символ больше применяется к бутону и используется в переносном смысле (здесь и далее: прим. авт.)
  2. Сульс – одна из разновидностей классической каллиграфии, применяемая в арабском языке, создана в X веке знаменитым арабским каллиграфом Абу Али Мухаммедом ибн Мугля
  3. Почерк насталиг создан в конце XIV века в результате синтеза почерков насх и талиг и впоследствии стал одним из видов художественного письма арабского алфавита. Насталиг создан знаменитым каллиграфом Мир Али Табризи
  4. Древний почерк куфи появился в VII веке. Арабская графика была создана Имамом Али на основе древнейшего почерка куфи. Первые экземпляры Корана были написаны именно этим почерком
  5. Эта мысль принадлежит Эмиру Теймуру
  6. Имеется в виду гробница Эмира Теймура, погребенного в самаркандском мавзолее «Гюр-Эмир»
  7. Имеется в виду Эмир Теймур
  8. Теймур, вся жизнь которого прошла в сражениях и который воспринимал смерть как обыденное явление, был ошеломлен смертью Джахангира – своего первого ребенка, и не мог примириться с этой потерей
  9. Шахи-зинде – один из основных архитектурных комплексов в Самарканде. Здесь находятся многочисленные гробницы, где погребены члены рода Теймура, а также святые лчиности. Это место считается также кладбищем
  10. В этой строке имеется в виду обсерватория и мавзолей Улугбека, деятельность тамошних людей науки. Улугбек (Султан Аль ауд дёвле Улуг бек Гюркан, Тургай Мирза) возглавлял династию тимуридов с 1447-го года, построил медресе и обсерваторию, годы его правления занимают важнейшее место в истории науки и искусства средних веков как эпоха стремительного развития науки.
  11. Постройка келий внутри зданий характерный для суфийской философии и нравственности архитектурный стиль. В Самарканде в большинстве построек есть кельи. Кельи символизируют размышление о смерти, понятие «умирания до наступления смерти», бренность, мимолетность, сиюминутность. В то же время подобные кельи пропагандируют возможность жизни в тесноте, в небольшом пространстве, нестяжательство.
  12. В трех медресе – медресе Улугбека (XV век), медресе Шир-Дор (XVII век) и медресе Тилла-Кары (XVII век) – на знаменитой площади «Регистан» («песочная площадь; страна песка») в Самарканде двери низкие. Этот строительный стиль внушает мысль о том, что при входе в дверь науки, познания надо склонять голову, быть скромным и почтительным.
  13. Эмир Теймур любил играть в шахматы на большой доске. Он добавил к уже имеющимся фигурам двух верблюдов, двух жирафов, двух стражей, двух мантилей, визирей и еще несколько фигур, в результате чего игра и ходы значительно усложнились. Эта очень трудная, сложная, требующая острого ума игра называется «Тимурскими шахматами»
  14. Имеется в виду город Самарканд
  15. О подстрекательстве красоты, обворожительности, величии Самарканда разные ученые пишут в переносном смысле, что сам город нашептывал на ухо Эмиру Теймуру: «не прекращай сражаться, грабь города и украшай меня награбленным». Будто бы Эмир Теймур днем и ночью сражался и брал трофеи, чтобы украсить Самарканд.
  16. Это место относится к зданиям, входящим в комплекс медресе Улугбека и представляет собой постройку типа гостиницы, где принимали очень уважаемых личностей.
  17. Употребляемые в Самарканде жареные орехоплодные.
  18. Сладость, в Самарканде с чаем зачастую едят это кондитерское изделие
  19. Разновидность халвы, которую готовят в Самарканде
  20. Особый хлеб, который пекут в Самарканде. Этот хлеб под названием «той наны» не черствеет даже на протяжении недели. Его украшают рисом, сахарным песком, а его вес больше, чем у обычного хлеба.
  21. Имеется в виду Биби-ханым. Супруга Эмира Теймура Биби-Ханым не произвела на свет детей, но совершила много добрых дел. Теперь ее гробница считается одним из святых мест Самарканда, семьи, у которых не рождаются дети, совершают к ней паломничество и надеются, что у них будет ребенок
  22. Это выражение означает «младенец в чреве». Одно из выражений, использованных в Коране, в суре «Аль-талак» — «Развод»
  23. Бытует ничем неподтвержденная история о том, что архитектор, строивший мечеть «Биби-ханым», выдвинул условие, чтоб та поцеловала его. Говорят, что архитектор выдвинул такое условие, чтоб сдать здание в срок.
  24. Могила пророка Даньяла в Самарканде длиной 18 метров. Причина этого в том, что мощи святого закопаны на расстоянии друг от друга.
  25. «Сийоп» большой, исторический базар в Самарканде. Здесь многое напоминает средние века – трудящиеся, носильщики, торговцы, яства.
  26. Имеется в виду мечеть Бибиханым.
  27. Гарольд Лемб пишет, что «Теймур любил Самарканд как старик молодую девушку»
  28. Самарканд был «первой любовью» Эмира Теймура, он завоевал первую победу в этом краю, и взял этот город. Самарканд даровал Эмиру Теймуру веру в себя, потому он любил этот город как виновника своих успехов.
  29. По указу Эмира Теймура гонцы загоняли лошадей до смерти. И только благодаря этому могли в срок донести письма и важные новости. Потому во всей империи на протяжении дорог можно было увидеть трупы лошадей.
  30. Самарканд, обычно именуемый «Жемчужиной Востока», порой называют и «Восточным Римом»
  31. Имеется в виду сад «Тахти-Гереш» в Самарканде. Говорят, что этот сад (парк) в Самарканде был настолько велик, что некто, потеряв там коня, нашел его после 6 месяцев неустанного поиска
  32. Эмир Теймур развивал cамаркандские рынки. Он, побуждая людей к торговле, приказал заполнить рынки всевозможным товаром. Причиной столь широкого развития торговли являлось то, что город был совершенно безопасен. Историки пишут, что гуляй по Самарканду днем и ночью с мешком золота в руках, никто не причинил бы тебе вреда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *