ДЖОН МАКГОУЭН. ОНИ МОГЛИ БЫТЬ ТИТАНАМИ

  

  

  

  1. McGowan J. They Might Have Been Giants // Postmodernism what moment? / ed. P. Goulimari, Manchester, NY: Manchester University Press, 2007, pp. 92-101.
  2. Как термин «к.в.» вошел в обиход после выхода в 1991 году одноименной книги социолога Дж. Д. Хантера, описывающей поляризацию и смещение идеологического мировоззрения американского общества по вопросам окружающей среды, феминизма, лгбт, оружия, религии, частной жизни, цензуры и др.
  3. [Прим. пер.] Помимо трудов Лиотара и Джеймисона, Макгоуэн приводит следующие репрезентативные работы: Ж. Деррида О грамматологии; М. Фуко Надзирать и наказывать; Ю. Хабермас Философский дискурс о модерне; Р. Рорти Случайность, ирония и солидарность; Ю. Кристева Силы ужаса: Эссе об отвращении; и некоторые непереведенные эссе Э. Сиксу и Г.-Ч. Спивак.
  4. [Прим. пер.]Им. в виду способность делать аудиторию сопричастной конфликту, донося до нее всю полноту контекста, мотивов, ставок и т. д.
  5. Скиннер К. Возвращение большой теории в науках о человеке (Skinner Q. The Return of Grand Theory in the human sciences. Cambridge, NY: University Press, 1990).
  6. Тэйлор Ч. Фуко: Истина и Свобода (Taylor Ch. Foucault on Freedom and Truth // Political Theory, 1984, № 2, p. 165).
  7. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Пер. В. Визгина, Н. Автономовой, СПб: A-cad, 1894, с. 404.
  8. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе наук о человеке // Современная литературная теория / Пер. И. Кабановой. М.: Наука, 2004, с. 68.
  9. Фуко М. Надзирать и наказывать / Пер. Вл. Наумова. М.: Ad Marginem, 1999, с. 443.
  10. Деррида Ж. Концы человека // Он же. Поля философии / Пер. Д. Кралечкина. СПб.: Академический проект, 2012, с. 166.
  11. Вслед за античной философией Фуко обращается к понятиям sophrosune – пассивной воздержанности и удовольствию от умеренности – и enkrateia, – активной и аскетичной форме власти над собой и практиками удовольствия – противопоставляя их akolasia – сознательной невоздержанности (см.: гл. Enkateria в Фуко М. История сексуальности: Т. 2 / Пер. В. Каплуна СПб.: Академический проект, 2004).
  12. Деррида Ж. Насилие и метафизика: Эссе о мысли Эммануэля Левинаса // Он же. Письмо и различие / Пер. В. Лапицкого. СПб: Академический проект, 2000, с. 133.
  13. Деррида Ж. Поля философии / Пер. Д. Кралечкина, СПб.: Академический проект, 2012, с. 165.
  14. См.: Витгенштейн Л. Голубая тетрадь / Пер. В. Руднева, М.: Дом интеллектуальной книги, 1999, с. 33-35.
  15. [Прим. пер.] См. напр., рассуждения Фуко о методе: «Сегодня, думается, этот критический вопрос необходимо превратить в позитивный: какова (в том, что дано нам как универсальное, необходимое, обязательное) часть того, что является единичным, случайным и возникающим из произвольных предписаний?» (Фуко М. Что такое Просвещение / Пер. Н. Т. Пахсарьян // Вестник Московского Университета: Серия 9: Филология. 1999, № 2, с. 132-149).
  16. Хабермас предпринял попытку сформулировать «скромную», не претендующую на роль «высшего судьи» современную философию, которая все еще сохраняет некоторую способность предлагать «общие» и «трансцендентные» перспективы (Ю. Хабермас. Философия как Местоблюститель и император // Путь в философию: Антология. М.: Университетская книга, 2001, с. 360).
  17. [Прим. пер] Cм. напр., «Этика заботы о себе как практика свободы» (М. Фуко Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи…: Ч. 3. / Пер. Б. М, Скуратова М.: Праксис, 2006, с. 241-270).
  18. Станем ли мы свидетелями аналогичного отхода от «великой» теории в карьере Деррида и Хабермаса? Да и нет. Хабермас покажется менее «трансцендентным», если мы интерпретируем (как я склонен делать) его более поздние работы о нормах и законах как признание того, что эти социальные формы не универсальны, а привязаны к конкретным политикам, международным соглашениям и институтам. И все же не ясно, готов ли он зайти так далеко по дороге релятивизма. И совсем не ясно, что делать с более поздним Деррида, с его тягой (обсуждаемой ниже) к европейскому наследию, которое он некогда презирал, и шагами в сторону трансцендентных и религиозных воззрений в качестве основополагающих для его творчества.
  19. См.: Хардт М. и Негри А. Империя / Пер. Г. В. Каменской, М.: Праксис, 2004.
  20. Фуко М. Что такое Просвещение / Пер. Н. Т. Пахсарьян // Вестник Московского Университета: Серия 9: Филология. 1999, № 2, с. 143.
  21. Пинкер C. Чистый лист: современное отрицание человеческой природы; Фергюсон И. Империя: взлет и упадок британского мирового порядка и уроки глобализации (Pinker S. Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. NY: Viking Penguin, 2002; Ferguson N. Empire: The Rise and Demise of the British World Order and the Lessons of Global Power. NY: Basic, 2004).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *