Поэзия для меня — открытость, взгляд из неё на память и обязательно контакт, который сам тебя находит в нужное время. Так произошла моя встреча с «очитками» Роберта Данкена и поэтами «Ферганской школы» (перечислять вообще можно много и долго, но я люблю говорить только о том, что важно для меня именно в последнее время). Моё стихотворение приходит не из зрения, а из взгляда, улавливающего, сцепляющего самые разные вещи; важно постоянное пересоздание и сомнение. Чтобы показать, насколько для меня значимы «очитки» и «ослышки», скажу, как выбрал вступительную фотографию: мне просто очень понравился скриншот глюка телефона моей подруги из Хабаровска, очень точно совпавший с контурами ландшафта и рельефа стихов.
Вернее будет всё же сказать, что я тяжело разделяю «зрение» и «взгляд», мне чуть проще перечислить узлы, в которых эта обсерватория на плоту туго останавливается: Дальний Восток и периферия. Первое объясняется тем, что я родился там, однако в то же «кино Дальнего Востока» включается и японский кинематограф. А это уже совершенно другая культура, говорящая неподалёку, но иногда пронзительно точно, как в фильмах Нагисы Осимы, или сполохами Хироси Тэсигахары. Второй же узел тесно связан и с самим Дальним Востоком, и с моей малой родиной, городом Хабаровск. Я всегда думаю, как говорить и писать об этом. Помогает отдалённость, дающая некоторым местам удивительность и обостряющая внимательность к ним. В этом ключе стоит сказать и о Шамшаде Абдуллаеве; для меня он исключительно важный поэт, который не перестаёт учить наблюдению за иным, письму в обход.
В цикле «WOGEGEN» отразились многие мои поиски: внедрение графического и виртуального, попытка дать голос разрыву, отдать дань важным «малым» культурам, влияющим на меня, внимательность к родному месту. Самое главное, что отделяет их от обычных свободных стихов внутри моей поэтики, — это их подчёркиваемая разорванность, похожая на обрывочные надписи карандашом на пустых разворотах тетрадей, задачников или учебников. Так я говорю с близкими людьми (подрастающим племянником Радмиром или покойным дядей) и настолько же близкими голосами других.
Дмитрий Сабиров
На обложке фото с сайта «sopranoclub»
Добавить комментарий